Далевский педагогический портал

Человек должен быть интеллигентен.
Д.С. Лихачёв

1901 г.

Леонид Владимирович Занков

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Синельник А.М.

магистрант кафедры

индустриально-педагогической подготовки

Луганского государственного университета имени Владимира Даля, научный руководитель: Димитриев А.С.,

кандидат педагогических наук, доцент

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Экономические компетенции определяются набором теоретических знаний и практических навыков, необходимых для встраивания в экономическую систему. Экономические компетенции имеют основу в виде знаний и обеспечивают практический выход в навыки. Они определяют возможности реализации ученика в будущем как в профессиональной сфере, так и в частной жизни. Таким образом, экономические компетенции выступают как средство, с помощью которого выстраивается траектория жизни, карьеры, успеха и т.д.

Экономическая компетенция и базовые компетенции в науке и технологии. В экономике эта компетенция предполагает умение оперировать цифрами (проведение расчетов и т.д.) для подтверждения анализа, доказательства тех или иных теорий, совершение математических операций на основе экономических формул (включая составление и анализ таблиц, моделей, построение графиков).

Компетенции в экономической науке, помимо основ экономических знаний и мышления, включают понимание достижений и роли научных исследований. Экономика в образовательном учреждении среднего профессионального образования следований в целом, их влияние на развитие экономической теории и практики, понимание изменений и последствий, вызываемых деятельностью в экономической сфере, а также решений, принимаемых государственными органами и частными лицами. Основы экономической науки, которые закладываются в образовательном учреждении среднего профессионального образования, а затем углубляются на последующих образовательных ступенях, дают возможность не только развивать кругозор, формировать современный образ экономического мышления, но и осознанно (руководствуясь экономическими принципами) осуществлять выбор профессии. Технологические компетенции в экономике определяются в первую очередь навыками в области современных Т-технологий, способствующих сбору, обработке, сохранению данных, необходимых для организации, управления, контроля экономической деятельности [5].

В последние годы в  Луганской Народной Республике и в Российской Федерации появилось большое количество программ и учебных пособий по экономике, как отдельному предмету в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. В этих учебных материалах отражены наиболее общие закономерности экономического развития мышления общества в условиях рыночной экономики, отмечали: В.С. Автономов, И.В. Липсиц, Л.Л. Любимов, Т.А. Протасевич, А.С. Прутченков, Б.А. Райзберг, Н.А. Раннева, С.А. Равичев, И.А. Сасова, Е.В. Савицкая, А.Ф. Степина и др. Внедрение разработанных программ в учебно-воспитательный процесс позволяет повысить уровень экономической грамотности обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования. В ряде случаев изучение экономики осуществляется на факультативных занятиях. Тем не менее, исследователи в своих работах не отразили вопросы, связанные с экономическим воспитанием обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, изучением экономики домашнего хозяйства на уроках экономики и технологии [8].

Вопросы технологической подготовки и экономической грамотности учащихся и развития экономического мышления в трудовой и профессиональной подготовке рассматривались такими исследователями, как: П.Р. Атутов, А.Ф. Аменд, П.Н. Андрианов, СЯ. Батышев, Н.И. Бабкин, Ю.К. Васильев, В.А. Кальней, И.И. Колисни-ченко, А.И. Кочетов, К.Н. Катханов, В.А. Поляков, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев, С.Н. Чистякова, И.А. Сасова, Н.Н. Шамрай и др. Значимость экономического воспитания отражена в трудах А.Ф. Аменда, А.С. Прутченкова, И.А. Сасовой, В.К. Розова, Т.А. Федоткиной, Б.П. Шемякина и др. [1,5,8].

В экономике, основанной на знаниях, этот вид компетенции занимает ведущее место. Наращивание экономических знаний в течение жизни, начиная со школы, предполагает не только увеличение их объема, но и улучшение их качества, соответствующего «текущему моменту», то есть удовлетворению тех потребностей, которые отвечают за реализацию профессиональных и личностных качеств человека. Выгодность образования, а экономического вдвойне, объясняется фактом «положительных экстерналий», когда решения, принимаемые экономически грамотными людьми, образуют вектор позитивного развития (в семейной сфере, бизнесе, экономике в целом). Эта компетенция включает осознание собственных потребностей в экономических знаниях, определение их дефицита, а также отыскание доступных возможностей и путей их пополнения.

Способность овладения экономическими компетенциями и экономическим мышлением состоит в овладении прежде всего креативными навыками: добывание знаний из разных источников, окружающей действительности, владение приемами обработки данных, необходимых для увеличения знаний, методик обучения предмету в формальной и неформальной среде, включая личностные контакты и разнообразные средства коммуникации и способность преодоления препятствий на пути к успешному обучению.

В настоящих социально-экономических условиях в нашей Республике,  особая роль отводится экономическому образованию, по сути призванному сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения.

 

                               ЛИТЕРАТУРА

 

1.      Аллагулов Р.Х. Экономика: методика комплексного изучения.- Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., доп. и перераб. - Уфа: Издание Башкирского университета, 2012. - 228 с.

2.   Аюпова, С.Д. Критерии компетентностного урока. //Справочник заместителя директора школы. - 2013.-№2. -С.12-14.

3.  Бабанский Ю.К. Педагогика.- М.: Просвещение, 2012.-479с.

4.    Бобыкина, И. А. К проблеме развития самообразовательной компетенции учащихся./ И. А. Бобыкина // Сибирский педагогический журнал. - 2012. -№4.- С. 196 -204.

5.     Бондарчук, Е.И. Основы психологии и педагогики.- М.: Издательство: по требованию, 2012.- 168с.

6.   Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.

7.      Матвеев Н.В. Теория и методика обучения экономике.- Методическое пособие. - Иркутск: Вост.-Сиб. гос. акад. образов., 2012. - 72 с.

8.     Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. Книга 1.-Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2012. - 448 с.

 

                                       АННОТАЦИЯ

Синельник А.М. Формирование экономических компетенций у обучающихся младших курсов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

В статье подробно рассмотрены формы и методы формирования экологических компетенций у обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования, в полном объеме изложены вопросы технологической подготовки и экономической грамотности.

Ключевые слова:  экономическая компетентность, технологическая подготовка, профессиональное образование, социально-экономические условия.

 

                               ANNOTATION

Sinelnik, A. M. the Formation of economic competences of students of younger courses of educational institutions of secondary professional education.

The article describes in detail the forms and methods of formation of environmental competencies in students of educational institutions of secondary vocational education, fully describes the issues of technological training and economic literacy.

Keyword: economic competence, technological training, professional education, socio-economic conditions.

 


Автор статьи: Синельник А.М.

Комментарии

Нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться