Далевский педагогический портал

Человек должен быть интеллигентен.
Д.С. Лихачёв

1901 г.

Леонид Владимирович Занков

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК МОТИВИРУЮЩИЙ ФАКТОР ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

УДК 371.315

Дмитриенко Г.А.,

старший преподаватель

Луганского государственного университета

имени Владимира Даля

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК МОТИВИРУЮЩИЙ ФАКТОР ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В статье анализируется важность и целесообразность организации научно-исследовательской работы студентов в процессе изучения иностранного языка. Уделяется внимание функциям научно-исследовательской работы, принципам ее организации. Автор рассматривает группы  научно-исследовательских умений, формируемых в процессе аудиторной и внеаудиторной исследовательской работы.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, учебная автономия, исследовательская компетентность, метакогнитивная стратегия, умения

 

RESEARCH WORK AS A MOTIVATING FACTOR FOR LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

The results of the theoretical study of importance and appropriateness of students’ research work in the process of foreign language learning have been presented. The functions and principles of research work have been formulated. Groups of research skills developed during academic and extracurricular research work have been considered.

Keywords: research work, academic autonomy, research competence, metacognitive strategy, skills

 

Перед высшим профессиональным образованием на современном этапе развития общества стоит важная задача – привлечение студенческой молодежи к научно-исследовательской деятельности. Необходимость эта вызвана высоким темпом роста и развития научных знаний, постоянно растущими требованиями к профессиональной подготовке специалистов, стремительно меняющимся темпом жизни. Комплекс знаний и умений, которыми высшие учебные заведения  обеспечивают своих выпускников, должен быть дополнен мотивацией к их дальнейшему углублению, усовершенствованию и расширению. Научно-исследовательская деятельность является промежуточным звеном между учебной деятельностью и самостоятельным научным исследованием, формирует у студентов активное отношение к обучению и самостоятельной профессиональной деятельности, стимулирует развитие критического и творческого мышления, повышает уровень знаний и самооценки.

Подготовка профессиональных кадров, мотивированных и способных к саморазвитию и самосовершенствованию  – приоритетные функции образования. Будучи вовлеченным в научно-исследовательскую работу, студент овладевает методами получения новых знаний, приобретает навыки самостоятельного анализа научной проблемы.

Современный рынок труда имеет свои приоритеты; особенно востребованными и успешными становятся предприимчивые, инициативные люди с гибким мышлением, которые способны самостоятельно принимать решения и прогнозировать их последствия. Готовность к взаимодействию, открытость к инновационным преобразованиям, видение альтернативы, конструктивность в подходах к решению производственных задач – вот те качества, которые делают выпускников конкурентно способными.

ФГОС высшего профессионального образования определяет способность специалиста решать профессиональные задачи в различных видах деятельности, в том числе научно-исследовательской, как приоритетную. Следовательно, исследовательская компетентность является одним из важных компонентов характеристики выпускника высшего учебного заведения.

Основы исследовательской деятельности, заложенные при обучении в средних образовательных учреждениях, непременно должны получить дальнейшее развитие в стенах ВУЗа и способствовать профессиональному росту выпускника в будущем.

Научно-исследовательская деятельность студентов подразумевает целенаправленное выполнение определенных действий, связанных с решением исследовательской, проблемной или творческой задачи, которая не имеет заранее известного результата. Важно отметить, что научно-исследовательская деятельность организовывается на принципах научности, системности, последовательности, осознанности, самостоятельности и непрерывности и предполагает синтез теоретического и практического обучения, интеграцию учебного и научно-исследовательского процессов  [2, c. 28-29].

Нельзя не отметить, что в последнее время возрастает роль иноязычной подготовки специалистов различных направлений. Иностранный язык становится не только предметом изучения, но и помогает в учебной и исследовательской деятельности, знакомя нас с научными достижениями иностранных коллег. Первостепенным фактором в овладении навыками научно-исследовательской деятельности на иностранном языке, конечно же, является уровень коммуникативной компетенции студентов. Достаточный уровень владения языком позволяет получать новые знания  из  различных источников и использовать их для решения профессиональных задач.

Привлечение студентов к НИР на иностранном языке  имеет несколько основных функций:

  • стимулирование интереса к научной деятельности;
  • повышение мотивации к изучению предмета;
  • систематизация, углубление и расширение теоретических знаний;
  • формирование коммуникативной языковой компетенции;
  • овладение методами и приемами научного исследования;
  • развитие умения формулировать цели, планировать результаты научной деятельности на иностранном языке;
  • развитие умения анализировать и обобщать полученные результаты исследования на иностранном языке;
  • развитие рациональных способов мышления;
  • развития аналитических компетенций (способность к анализу и синтезу);
  • формирование умений рефлексивного самопознания.

Отметим, что студентов стоит привлекать к научно-исследовательской деятельности при изучении иностранного языка, начиная с младших курсов. На этом этапе студенты знакомятся с научной литературой, методами научного познания, приобретают навыки самостоятельной работы при выполнении исследовательских работ. Постепенно объем НИР увеличивается, задачи и формы усложняются. На старших курсах студенты, которые проявили заинтересованность и показали хорошие результаты учебно-исследовательских работ, продолжают углублять свои знания в области научных исследований,  а также технических средств проведения исследования и обработки результатов.

На занятиях по иностранному языку преподаватели работают над развитием  нескольких  групп  научно-исследовательских умений. Все эти умения формируются на базе знаний по иностранному языку и профильным дисциплинам и способствуют совершенствованию языковой компетенции и развитию профессиональной коммуникативной компетенции. Информативная составляющая учебных текстов играет важнейшую роль в этом процессе. Студенты работают исключительно со специализированными текстами, что повышает уровень заинтересованности и продуктивности.

 Первая группа включает информационно-рецептивные умения, т.е. умения систематизировать и классифицировать явления, обобщать и получать информацию, выделять ключевые моменты проблемы, логически и критически анализировать содержание материала, работать с научной литературой, библиографическими ссылками. Для развития этих умений преподаватель может предложить студентам соотнести дефиницию с термином, выяснить семантику предложенных понятий, найти в тексте синонимичные или антонимичные слова и  выражения, определить стиль текста, выписать профессионально-ориентированную лексику и т.п. [4, c. 105-107].

 К интеллектуально-исследовательским умениям, составляющим вторую группу, относятся умения формулировать проблему исследования, строить гипотезу, сравнивать и анализировать факты, аргументировано обосновывать собственные умозаключения. На этапе формирования интеллектуально-исследовательских умений целесообразно выполнение проблемно-поисковых и творческих упражнений. Например, составление плана прочитанного текста, составление высказываний и рассуждений с использованием предложенной лексики, сопоставление нескольких точек зрения на одну и ту же проблему, определение темы текста по его названию и др.

Продуктивные умения требуют большей самостоятельности и автономности суждений. Студент с хорошо развитыми продуктивными умениями может проводить самостоятельные исследования и наблюдения, обрабатывать их результаты, формулировать выводы, защищать полученные результаты при групповых обсуждениях, подготовить научную статью, аннотацию, рецензию. Наряду с этим, на занятиях можно использовать метод проектов, ролевых игр проблемного характера. Для того чтобы студенты имели возможность поделиться результатами собственных исследований на иностранном языке, они учатся грамотно и  корректно излагать свои взгляды и идеи, знакомятся с общепринятыми клише, используемыми при написании научных работ, учатся использовать их в устной и письменной коммуникации. 

Необходимо отметить, что параллельно с развитием научно-исследовательских умений у студентов формируется учебная автономия и метакогнитивная стратегия, повышается интерес к более глубокому овладению иностранным языком, возрастает мотивация к обучению.

Учебная автономия выражается в готовности студентов брать на  себя ответственность за процесс овладения знаниями по иностранному языку и самостоятельно принимать решения о способах достижения этой цели [5, c.   10]. Степень  сформированности метакогнитивных стратегий играет важную роль в управления и координации собственной учебной деятельностью.  Студенты привыкают планировать свою учебную деятельность, ставить цели, распределять время, ориентироваться в огромном массиве профессионально-ориентированной литературы,  продумывать способы решения учебных задач, оценивать результативность своих усилий.

 Научно-исследовательская деятельность студенческой молодежи на иностранном языке проходит как в учебное, так и во внеучебное время, поэтому можно говорить о двух видах НИР –  учебной и внеаудиторной. Учебная  научно-исследовательская работа организовывается преподавателем с целью формирования компетенций  по иностранному языку, предполагает овладение новыми знаниями со стороны студентов. Изучение методологии исследовательской работы проходит в учебное время при выступлении с докладами на практических занятиях, подготовке рефератов, проектных исследований, курсовых и дипломных проектов [1, c. 27].

Студенты также имеют возможность проводить собственные научные исследования во внеаудиторное время. Интересный опыт научного характера студенты получают  участвуя в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах, при проведение диспутов, круглых столов, научных семинаров,  выездных заседаний, при подготовке статей. Студенты оказываются в позиции исследователей, что позволяет им реализовать свой интеллектуальный потенциал в соответствии с их научным интересом и сделать шаг к  профессиональному самовыражению. Считается, что этот вид научно-исследовательской работы в значительной мере развивает научные и исследовательские навыки студента ввиду высокой мотивации,  заинтересованности в достижении высокого результата и  осознанности выбора.

Руководство научно-исследовательской деятельностью осуществляется непосредственно преподавателем иностранного языка, однако взаимодействие с преподавателями узкоспециализированных дисциплин также может быть полезно для начинающих исследователей [3, c. 181]. Важно отметить, что при этом роль преподавателя консультативная, научные изыскания студентов должны быть максимально самостоятельными.  При подготовке докладов для научно-практической конференции на иностранном языке особое внимание уделяется актуальности и новизне исследования, структуре доклада, логичности его построения, связности излагаемого материала, научности языковых клише. В результате совместной деятельности научного руководителя и студента отрабатываются и совершенствуются навыки работы с научной литературой, оттачиваются умения анализировать и критически оценивать информацию, аргументировать гипотезы, приводить доводы и доказательства. Расширение словарного запаса и отработка грамматических конструкций, безусловно, положительно сказывается на общем уровне коммуникативной компетенции.

Организация научно-исследовательской деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка является составной частью учебно-познавательного процесса, направленного на решение профессиональных задач и повышение мотивации к овладению предметом. Знания и опыт в сфере научных исследований на иностранном языке помогают будущим специалистам развить профессионально-значимые компетенции и способствуют профессиональному росту.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бессмельцева Е. С. Формирование учебно-исследовательских умений у студентов неязыковых факультетов педагогических вузов в процессе обучения немецкому языку: дис. канд. пед. наук / Е. С. Бессмельцева. – Санкт-Петербург, 2007. – 233 с. [Електронный ресурс]. – Режим доступа: http //www.dissercat.com/

2. Бурчак Л, Бурчак С. Дидактические основы формирования исследовательской компетенции будущего учителя // Высшее образование Украины: теоретический и научно-практический журнал. –  К., 2015. –  С. 26 – 33

3. Клушина Н.П. Яшуткин В.А. Влияние стилей педагогического руководства на эффективность совместной учебной деятельности студентов // Вестник академии права и управления –  М., 2017. –  С. 178 – 183

4. Макарова Т. М. Исследовательская работа как один из путей развития языковой компетентности студентов / Т. М. Макарова // Вестник ХНУ: Преподавание языков в высших учебных заведениях. – 2010. – Выпуск 17. – С. 103-110.

5. Harmer J. The Practice of English Language Teaching / J.Harmer. – Pearson/ Longman, 2012. – 447 c.

 

 

 

 


Автор статьи: Дмитриенко Г.А.

Комментарии

Нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться