Далевский педагогический портал

Человек должен быть интеллигентен.
Д.С. Лихачёв

1901 г.

Леонид Владимирович Занков

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРЫ

УДК 313.55                                                 Димитриева Ольга Александровна

аспирант кафедры индустриально- педагогической подготовки

ГОУ ВО Луганской Народной

      Республики «ЛУГАНСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ                ИМЕНИ

ВЛАДИМИРА ДАЛЯ»

 

 

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»)

 

 

Привычка к труду, понимание его необходимости, трудовые умения и навыки формируются в повседневных практических делах, в разнообразных видах общественно полезной деятельности. Внеурочная деятельность дает возможность придать трудовому воспитанию обучающихся непрерывный характер, приобщить их к выполнению постоянных трудовых обязанностей.

Трудовая деятельность, отношение к труду - одна из основных форм нравственной деятельности. Важно заложить убеждение в том, что труд является обязанностью каждого человека, воспитать интерес к труду, стремление быть трудолюбивым.

В процессе трудового воспитания необходимо обогащать новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Преподаватели  имеют возможность расширять и углублять знания обучающихся.  Причем используемые во внеурочное время формы и методы (экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые занятия, наблюдения, викторины и конкурсы) позволяют решать эти задачи эффективно, с учетом возможностей региона, интересов. Реальное дело, практические занятия дают простор для проявления инициативы, выдумки, творчества, сообразительности. В разнообразных видах труда, на практических занятиях формируются трудовые умения и навыки. Их приобретение имеет большое психологическое и воспитательное значение - повышается интерес к труду и деловым занятиям, появляется уверенность в своих силах, желание самостоятельно совершенствовать трудовые умения и навыки. Формируя трудовые умения и навыки, необходимо создавать условия для удовлетворения интересов и склонностей к избранным занятиям, стимулировать у них развитие задатков к определенным видам труда. Важная задача преподавателя  - полнее использовать труд и трудовые занятия в целях эстетического воспитания. Осуществление этой задачи требует отбора богатого в эстетическом отношении содержания трудовой деятельности, форм и методов занятий, которые развивали бы у обучающихся колледжа эстетические чувства, пробуждали творческую фантазию, интерес к художественному творчеству и потребность вносить красоту в свой труд [2].

Эти особенности заключаются в том, что труд является практической деятельностью, содержательной по своему характеру и полезной по своему значению.

Значение воздействия труда заключается еще и в том, что он ускоряет социальное созревание личности.  Такие личности  увереннее берутся за дело, более настойчивы в преодолении трудностей. Им ближе и понятнее труд взрослых, они глубже сознают цену всего того, что создано трудом людей.

Еще одно обстоятельство делает труд своеобразным и незаменимым фактором воспитательного влияния - он выступает как способ познания, объект применения знаний и как критерий их необходимости. В трудовых действиях обучающихся  одновременно проявляются знания, умения и способы их проверки.

Воспитательное влияние труда обусловлено, также, возрастными особенностями. Подвижность, двигательная активность, готовность к действию, присущая этому возрасту, требует разнообразных видов деятельности, использования разных форм и методов. В подавляющем большинстве, обучающиеся колледжа,  с охотой включаются в работу, легко увлекаются непосредственно трудовой деятельностью. Но их желания ситуативны, поведение отличается неустойчивостью, быстрой сменой настроения. Они готовы браться за любое дело, стремятся участвовать во многих мероприятиях, но эта энергия неуемного желания часто бывает несоразмерной с их возможностями. Поэтому, к занятиям они могут охладеть, не доводить начатое дело до конца, переключаться с одного на другое. Зная об этом, преподаватель должен постоянно обновлять содержание, формы и методы занятий, заботиться о дозировке времени работы, поддерживать готовность к действию, бодрое настроение и положительное отношение к труду. В эмоциональной восприимчивости и ситуативности желаний обучающегося скрыты свои положительные моменты. Его легко можно увлечь работой, без особого труда переключить на полезное дело, вызвать в нем положительный эмоциональный настрой. Трудовое воспитание - процесс многосторонний. На воспитание трудолюбия у обучающихся действуют многие факторы: пример взрослых, учебная деятельность, занятия в кружках, беседы, чтение книг, газет, просмотр кинофильмов и телепередач, экскурсии, встречи с интересными людьми, утренники, сборы, игры, воспитательные часы.  Но главное - это сам труд, непосредственное участие в нем обучающихся колледжа. Без собственного практического опыта, личных физических усилий, трудовое воспитание немыслимо и неосуществимо. Только в процессе труда, при активном участии обучающегося  в практических делах воспитывается трудолюбие, чувство долга, дисциплинированность, закаляется характер, формируются трудовые умения и навыки. Для того чтобы полнее использовать воспитательные возможности труда, к нему надо заблаговременно и тщательно подготовиться. Часто в самой подготовительной работе решаются определенные воспитательные задачи. При этом важно ставить обучающихся  в положение организаторов дела, заинтересованных в ходе и результатах предстоящей работы. В процессе подготовки обучающиеся колледжа знакомятся с содержанием труда, у них пробуждается интерес к нему, приобретаются умения планировать работу, распределять обязанности и задания, продумывать способы их выполнения [2].

В ходе подготовительной работы решаются задачи организационной и морально-психологической готовности обучающихся к выполнению трудовых заданий. Организационная подготовка включает подготовку рабочего места, объектов труда, инструментов, инвентаря и материала для работы. Предварительно, преподаватели, мастера производственного обучения должны  побывать на месте предстоящей трудовой деятельности (на участке, на предприятии, в учебной  мастерской, библиотеке), определить общий объем работы, потребность в инструментах, инвентаре и материалах. Недостающие инструменты и материалы приобретаются и приводятся в рабочую готовность. Нельзя забывать, что успех работы во многом зависит от полной занятости всех, наличия у каждого определенного места и объема работы, необходимых инструментов и материалов. Следует обращать внимание на качество подготовки инструментов, их соответствия росту и силам обучающихся. Кроме того, для обучающихся колледжа немаловажное значение имеет и эстетический вид инструментов, которыми они пользуются. Ведь желания обучающихся, переживания, поступки во многом еще ситуативны, зависят от конкретных обстоятельств. В трудовой деятельности на них оказывает влияние прежде всего сам процесс коллективной работы, складывающиеся отношения, переживания эмоционального подъема, радости и успеха. Обучающийся  будет трудиться с желанием, в полную меру своих сил, если сам характер трудовых отношений будет побуждать его к этому. Преподаватели колледжа,  организующие труд, должны быть убеждены в том, что активность, ответственность, желание обучающихся  проявить взаимопомощь вызываются не только разъяснением, убеждением, требованием, одобрением или порицанием, но и в большей мере зависимостями, которые складываются в коллективном труде. Они создают атмосферу непринужденной обязательности и ответственности, соподчинения и взаимной требовательности [2].

Дальнейшие шаги по  улучшению трудового воспитания обучающихся колледжа, непосредственно связаны  с совершенствованием организации труда, использованием его воспитательных возможностей на каждом этапе: в ходе подготовки, процессе труда и подведении его итогов. Полнее использовать эти возможности, добиваться четкой организации каждого вида труда - важная задача как  преподавателя, так и мастера производственного обучения.

Важно, что объектом трудового воспитания выступают,  прежде всего, и главным образом социально обусловленные качества личности, характеризующие отношение человека к себе, к людям, к Республике, труду, к ценностям жизни.

Своеобразие процесса трудового воспитания, на наш взгляд, состоит в том, что общественно ценные мотивы не могут быть сформированы посредством вербального общения, в различных формах просвещения. Трудовое воспитание осуществляется лишь в реальной деятельности.

Имеющиеся в педагогической науке попытки изучения воспитанности личности (трудовой, нравственной, и др.), как правило, сводятся к выделению ведущих признаков, характеризующих тот или иной уровень развития качеств личности. Показателями воспитанности в этом случае принято считать различные перечни свойств и качеств личности. Однако, располагая данными о проявлении каждого из качеств, зачастую невозможно получить целостную картину воспитанности личности. Это объясняется во-первых тем, что разные исследователи вкладывают разный смысл в содержание понятия каждого качества; во-вторых тем, что не учитывается установленный в психологии факт зависимости проявлений каждого качества от общей направленности личности, от доминирующих мотивов их участия в трудовой деятельности.

Воспитывать готовность к труду - это значит, опираясь на приобретенные в процессе обучения знания умения и навыки формировать способность активизировать и применять их в общественно-трудовой деятельности; формировать у них устойчивую потребность в добросовестном и творческом труде как социально мотивированной деятельности[4,с.9-20].
 

                                ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология Текст / Г.С. Абрамова. – М. : Академия, 1998. – 167 с.
  2. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать Текст / Ю.П Азаров. – М. : Просвещение, 2011.
  3. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика и домашнее воспитание Текст / Ю.П. Азаров. – М. : Просвещение, 1985. – 237 с.
  4. Аксенов, Д.Е. О трудовом воспитании : учебное пособие для студ. пед. ин-тов Текст/ Д.Е. Аксенов. – М. : Просвещение, 2002. – 336 с.
  5. Бабанский, Ю.К. Педагогика : учебное пособие для студентов пед. ин-тов Текст / Ю.К. Бабанский. – М. : Просвещение, 2012.
  6. Блонский, П.П. Избранные педагогические произведения Текст / П.П. Блонский. – М. : Просвещение, 1961. – 237 с.
  7. Болотина, Л.Р. Педагогика Текст / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Л.Г. Семушкина. – М. : Просвещение, 2009.
  8. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре Текст / А.К. Бондаренко, А.И.. Матусин. – М. : Просвещение, 2006.
  9. Вайсбург, А.А. Организация профориентационной работы школы, ПТУ, предприятия : пособие для учителя Текст / А.А. Вайсбург; под ред. М.И. Махмутова. – М. : Просвещение, 2012.
  10. Возрастная и педагогическая психология Текст / под ред. А.В. Петровского. – М., 2008.
  11. Гребенников, И.В. Семейное воспитание: Краткий словарь Текст / И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. – М. : Политиздат, 1990. – 319 с.
  12. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 94 с.
  13. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Текст / В.И. Даль. – СПб.; М. : Издание товарищества Вольф, 1982. – Т. 4.

 

                                         АННОТАЦИЯ

Димитриева О. А.  Трудовое воспитание обучающихся  колледжа средствами литературы  (из опыта работы ГОУ СПО ЛНР «Луганский технологический колледж»).

В статье подробно изложен  процесс трудового воспитания  в образовательном учреждении, аргументировано раскрыты  используемые во внеурочное время формы и методы трудового воспитания, изложенные посредством литературы.

Ключевые слова:  Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования, трудовое воспитание, трудовая деятельность, воспитание личности, педагогическая деятельность.

        

                                       ANNOTATION

Dimitrieva O. A. Labor education of College students by means of literature (from the experience of the state educational institution of the LPR "Luhansk technological College").

The article describes in detail the process of labor education in an educational institution, and explains the forms and methods of labor education used in extracurricular activities, described in the literature.

Keywords: State educational institution of secondary vocational education labour education, labour activity, education of the individual, educational activities.

 


Автор статьи: Димитриева Ольга Александровна

Комментарии

Нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться