Далевский педагогический портал

Человек должен быть интеллигентен.
Д.С. Лихачёв

1901 г.

Леонид Владимирович Занков

О педагогических условиях формирования духовных ценностей молодежи классического университета

УДК 37.04                                      

ГОУ ВО ЛНР «ЛГУ имени В.Даля»,

кафедра индустриально-педагогической подготовки,

 к.п.н. доцент Полтавская Н.А.

 

О педагогических условиях формирования духовных ценностей молодежи классического университета

 

Решение исследовательских задач, связанных с определением педагогических условий формирования духовных ценностей молодежи, предусматривает учет того, что становление ценностного мира, передача ценностного опыта от поколения к поколению включает овладение накопленного человечеством опыта.

На современном этапе ведущими учеными и педагогами приобретен богатый опыт в области теории и практики формирования духовных ценностей молодежи.

На педагогическом уровне эту проблему решали такие ученые: Т. Анохина, А. Газман, В. Бедерханова, Н. Крылова, Н. Михайлова, С. Поляков , Т. Фролова, С. Юсфин и др.

Следует признать позицию о том, что культурно - ценностная преемственность не осуществляется автоматически, необходимо определение и реализация соответствующих условий, по которым через специальные формы, методы, психолого-педагогические механизмы эффективно может осуществлять процесс формирования духовных ценностей старшеклассников.

Цель статьи в обосновании педагогических условий формирования духовных ценностей студенческой молодежи.

Педагогические условия представляют собой целостную систему обстоятельств, определяющих (или не определяют) целевые установки воспитания, его содержание и технологии, а также отношения между педагогами и обучающимися.

Система педагогических условий является открытой структурой, содержание которой включает комплекс постоянных объектов, вступающих в субъектные связи: педагоги, обучающиеся, администрация, родители. Внутренняя среда как образовательное внутреннее пространство характеризуется комплексом составляющих педагогического процесса: целевые установки деятельности, прогнозируемые результаты, механизмы осуществления цели и достижения результатов, программно-методическое обеспечение и научное сопровождение деятельности субъектов образования, морально-психологический климат образовательной организации, ее социокультурный имидж и т.д.. Внешние условия, влияющие на содержание процесса формирования духовных ценностей учащейся молодежи, структуру и систему педагогических условий, формируются под влиянием образовательной политики государства и региона, экономических и политических факторов, инфраструктуры города и микрорайона и др.

Системный подход к разработке педагогических условий формирования духовных ценностей студенческой молодежи соответствует методологическим положениям, основой которых является научное понимание подсистем объектов и субъектов, действующих в этой системе. Системный подход ориентирует исследование на раскрытие целостности в воспитательном процессе, на выявление многообразных связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

На основе научно-педагогической литературы нами определен такой комплекс ведущих педагогических условий: организационные, содержательные, методические.

Организационные условия подчиняются принципам построения процесса формирования духовных ценностей у старшеклассников: позиция педагога, обучающегося, характер и формы педагогического взаимодействия, последовательность этапов организации соответствующего процесса. Содержательные условия распространяются на все виды деятельности в процессе формирования духовных ценностей и характеризуются наличием концепции, программы и плана работы по формированию духовных ценностей. Методические условия предусматривают обеспечение всей учебно-воспитательной работы приемами и способами педагогического взаимодействия в процессе формирования духовных ценностей.

Именно комплекс этих условий соотносится с проектированием в идеале желаемого результата, а именно: программируют высокий уровень сформированности духовных ценностей студенческой молодежи.

Следует учитывать, что педагогические условия являются целевой категорией, могут иметь качественные показатели, оценивается как благоприятные, реальные и тому подобное. Педагогические условия создаются не только при определенных обстоятельствах, в определенной среде, но и в процессе деятельности, приобретают разные формы в зависимости. Педагогические условия влияют на движение от цели к результату, поэтому компоненты педагогического процесса (субъекты, содержание, формы и средства, пространственно-временные рамки) входят в характеристики системы педагогических условий.

В нашем исследовании мы исходили из того, что формирование духовных ценностей будет более эффективным, если в процессе формирования будут разработаны задачи, ситуации, которые ставят современную молодежь в условиях творческого развития  их личности.

Для проведения диагностической работы были подобран комплекс материалов, апробированных в педагогической практике и адаптированных к задачам нашего исследования (анкетирование, программы интервью и бесед, тестовые задания, экспертная оценка, программы анализа документов и продуктов творческой деятельности  и др.).

На основании анализа научной литературы, определение теоретико-методологических основ исследования, результатов экспериментальной работы были определены следующие педагогические условия повышения эффективности процесса формирования духовных ценностей студенческой молодежи: ориентация учебно-воспитательного процесса на сочетание индивидуальных, культурных, общечеловеческих ценностей; использование комплекса искусств как средства формирования духовных ценностей личности обучающегося; постепенного накопления опыта общения обучающихся с произведениями искусства в аудиторной и внеаудиторной деятельности; организация педагогической поддержки процесса формирования духовных ценностей студенческой молодежи.

В определении содержательной сущности предложенных педагогических условий в современной социокультурной ситуации которая существует на современнос этапе мы исходили из того, что наиболее значимыми оказались именно обучающаяся молодежь, поскольку сданный возраст – это период определения своей собственной позиции во всех сферах жизни (работа, дальнейшее образование, семь " я, любовь и др.), выработка мировоззрения, становление человека как гражданина. В этот возрастной период происходит социальное самоопределение человека, его активное включение в общественную жизнь, формирование духовных качеств. 

В процессе жизнедеятельности должны быть созданы коммуникативные ситуации, требующие от обучающихся проявления ценностных ориентаций в конкретных поступках, в практической деятельности. 

Одним из действенных методов, способных обеспечить активное направленность обучающихся не только на усвоение, но и на проявление духовных ценностей, мы считаем метод проектов.

Важнейшей педагогической условием в контексте исследования выступает постепенное накопление опыта общения студенческой молодежи с произведениями искусства в аудиторной и внеаудиторной деятельности, использование комплекса искусств как средства формирования духовных ценностей личности обучающегося. Следует определить отдельные акценты относительно технологических аспектов использования искусства в процессе формирования духовных ценностей студенческой молодежи.

Проблематизация текста культуры. Средством для создания проблемной ситуации является проблемное задание, которое может быть создано с помощью задач «провоцирующего» характера, которые возбуждают обучающихся к высказыванию своей собственной точки зрения.

Обращение к философской поэзии. Это могут быть пути социально-исторического и философского осмысления человека (М. Лермонтов, А. Пушкин, М.Бунин, Й.Бродский), привлечение к истине через высокую духовность (А. Фет, А. Толстой), отражение космического мировосприятия, ощущения космической целостности человека как части бесконечной Вселенной (А. Блок, В. Брюсов, М. Заболоцкий), народная философия, мифология, запечатлена в фольклоре (С. Есенин и др.). Именно философская поэзия помогает увидеть мир с его исконными основами - Любовь, Красота, Истина.

Актуализация идей в произведениях искусства. Связь литературы с философией дает возможность обучающимся увидеть связь времени, учит применять опыт предыдущих поколений в оценке событий современности, формирует личностный взгляд на разные вопросы. Так, следует отметить, что философские идеи «Мастера и Маргариты» М. Булгакова, поэзии Й.Бродского, Э.Асадова  захватывают даже неравнодушных к литературе. 

В процессе изучения творчества А. Пушкина, М. Лермонтова и др. можно проследить их духовный путь, понять мировоззрение человека. Ф. Достоевский пришел к выводу, что только очищение, только красота спасет мир. Романы Л. Толстого помогают молодежи проследить эволюцию любви, оценить роль личности в истории. Увидеть, что  именно создает разнообразие культур, понять, что волнует человека Запада позволяют произведения В. Шекспира, И.Гете, А. Данте.

Таким образом, историко-философский анализ духовного опыта поколений на примерах изучения литературных произведений позволяет подойти к осуществлению целей духовно-нравственного воспитания личности, способной строить жизнь, достойную человека, по законам Добра, Истины, Красоты.

Следует отметить, что важное место в такой работе предоставляется беседе, формулировке вопросов и задач таким образом, чтобы обучающиеся поставили себя на место героев, задумались над своими собственными чувствами и поступками. Обучающихся следует научить смотреть на происходящее глазами исконных ценностей.

Ориентация на катарсисное в произведениях искусства. Процесс ценностного становления личности имеет катарсисную основу. Именно ориентация на катарсисное содержание произведений искусства обогащает личность гуманистическими идеями, способствует дальнейшему более глубокому познанию мира, его положительным изменениям с целью создания благоприятных условий для расширения свободы человека, его гармоничного развития, счастья.

Важной возникает мысль Ш. Амонашвили, «катарсисное влияние произведений искусства на молодежь может быть обеспечено только при условии, которые описаны в них – это  судьбы людей, образы и картины действительности будут пережитые учениками как реальные, как такие, которые побуждают к сочувствию [2] . 

Использование педагогического потенциала образов произведений искусства. Современная система образования, к сожалению, апеллирует преимущественно к интеллекту. Очень мало сегодня речь идет о тонкости чувств, богатстве эмоционального мира человека. Удобным возникает позиция современных исследователей в области педагогической герменевтики, которые утверждают, что «художественно-образный компонент в педагогической деятельности является своего рода катализатором "творчества"», что помогает более смело и ярко подавать материал, необходимый для духовного совершенствования личности. Именно в словах, чувствах, мыслях обучающийся получает представление об образе мира, а художественные образы искусства выступают долей многогранного мира. 

Важным условием повышения эффективности процесса формирования духовных ценностей обучающихся можно выделить организацию педагогической поддержки процесса формирования духовных ценностей молодежи.

Эффективность педагогической поддержки молодежи в аспекте формирования их духовных ценностей достигается, если в образовательном процессе актуализируется собственный, жизненный опыт обучащихся, моделируются ситуации духовно-нравственного выбора, осуществляется объективация решений на основе рефлексии, обеспечивается свободный выбор действий и поступков молодежи. Теоретические основы идеи педагогической поддержки определены в исследованиях А. Газмана, Н. Крыловой, А. Мудрика, С. Поповой [1, 3, 4] и др. В концептуальных положениях классиков гуманистических психологии А. Маслоу, К Роджерса [5] . Одновременно развиваются направления, рассматривают педагогическую поддержку в широком педагогическом контексте ученые Е. Бондаревская, С. Кульневич, И. Якиманская [6].         

Таким образом, современные ученые предлагают рассматривать педагогическую поддержку в системе ценностей образования, построения конструктивного общения в процессе образования, в которых устанавливаются постоянные коммуникативные контакты между педагогами и обучающимися.

Идея поддержки личностного и индивидуального развития представлена в исследованиях ученых Р. Бернса и А. Бодалев [ 7, с. 133 ] . Они рассматривают психологическую поддержку развития личности через создание доброжелательного психологического климата. А. Газман рассматривал процессы самосознания, саморазвития, самодеятельности, самоопределения, самореализации. По его мнению, все они в равной степени касаются сферы здоровья, обучения, общения, творчества, досуга, нуждаются в педагогической поддержки и является его проблемами [1]. И далее исследователь определяет, что педагогическая поддержка в гуманистическом подходе к образованию включает три ведущих направления реальной педагогической деятельности: 1) обеспечение внутренних условий для саморазвития ; 2) создание благоприятных внешних условий для психического и биологического существования; 3) организацию микросоциальной среды [1]. 

Итак, важными в процессе оказания педагогической поддержки обучающимся мы определили: согласие их на помощь и поддержку; сопротивления на имеющиеся силы и потенциальные возможности человека; веру в эти возможности; ориентацию на способность молодежи самостоятельно развивать собственные ценностные установки; общность, сотрудничество,содействие; конфиденциальность; доброжелательность; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Педагогическими условиями формирования духовных ценностей молодежи являются: организационные, содержательные, методические (проблематизация текста культуры, обращение к философской поэзии, актуализация идей в произведениях искусства, ориентация на катарсисные окраски произведений искусства, использование педагогического потенциала образов произведений искусства). Вообще, формирование духовных ценностей молодежи по представленным педагогическими условиями предусматривает учет того, что становление ценностного мира, передача ценностного опыта от поколения к поколению включает овладение накопленного человечеством опыта, нацеливает на комплексный подход в рассмотрении ведущих педагогических условий: организационные, содержательные, методические. Акцентируем внимание на том, что предложенные педагогические условия должны использоваться с учетом личностно-ориентированного подхода. Именно такой подход на наш взгляд  способствует повышению уровня сформированности духовных ценностей молодежи  и обеспечивает его положительный результат.

ЛИТЕРАТУРА

1. Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХ века / А. С. Газман // Новые ценности образования. Вып. 6. - М., 1996. - С.10 -37

2. Амонашвили Ш. А. Размышления о Гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили . - М. : Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 2001. - 461с. 

3. Крылова Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. - М .: Народное образование, - 2003. - 272 с. 

4. Мудрик А. В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. / А. В. Мудрик - М., 1977. - 64 с. 

5. Маслоу А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности: То к сты. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С.108-117. 

6 . Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебн. пособие / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - Ростов-н / Д: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.

 

Аннотация. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что именно у молодежи существуют реальные возможности для эффективного формирования духовных ценностей. Именно в этот период, самопознания, проходит выбор жизненных ориентиров и идеалов, которые являются необходимыми в формировании духовных ценностей молодежи. Решение проблем духовного воспитания непосредственно связано с психолого-педагогической подготовкой педагогов, развитием, профессионально-педагогической направленности и гуманизацией ценностно-ориентационной сферы, диалогизацией педагогического общения.

Ключевые слова. молодежь, ценность, духовные ценности, педагог, искусство, педагогические условия, поддержка, личность.

 

Annotation. Thus, the analysis of psychological and pedagogical literature shows that it is young people who have real opportunities for the effective formation of spiritual values. It is during this period of self-knowledge that the choice of life guidelines and ideals takes place, which are necessary in the formation of the spiritual values of youth. The solution of the problems of spiritual education is directly related to the psychological and pedagogical training of teachers, the development, professional and pedagogical orientation and humanization of the value-orientational sphere, the dialogization of pedagogical communication.

Keywords. youth, value, spiritual values, teacher, art, pedagogical conditions, support, personality.


Автор статьи: Полтавская Н.А.

Комментарии

Нет комментариев

Для того чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться