Далевский педагогический портал

Человек должен быть интеллигентен.
Д.С. Лихачёв

1901 г.

Леонид Владимирович Занков

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

 

Борисюк Марина Владимировна, Яковецкая Александра Александровна,

Корсун Анастасия Андреевна, Гниденко Наталья Александровна

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького, г. Донецк

m-ecology@mail.rufelixlacrima@ukr.net

 

Психолого-педагогический портрет педагогов разных звеньев системы образования, и прежде всего учебных заведений высшего профессионального образования, на протяжении не одного десятилетия привлекает внимание широкого круга специалистов.

В результате этих исследований:

  • был собран перечень профессионально-значимых качеств личности педагога, предложены классификации этих качеств [3,5];

  • выделены стратегии педагогической деятельности, обусловленные личными и профессиональными качествами педагога;

  • разработаны мониторинговые программы-опросы как инструмент совершенствования управлением учебным процессом в вузе [1];

  • отмечена тенденция кардинальной смены парадигмы обучения, связанная с формированием равноправных партнерских отношений между участниками образовательного процесса [3];

  •  составлены профессиограммы [4].

Ускорение темпов развития общества в значительной мере влияет на ценностные ориентации, как обучающих (т. е. педагогов), так и обучаемых (в нашем случае студентов). Мнения и представления студентов о личности педагога высшего учебного заведения являются мощным субъективным фактором, определяющим эффективность учебной и учебно-воспитательной работы в вузе [2] и широко используются в мониторинговых исследованиях. В связи с этим актуальным в любое время является изучение наиболее значимых для студентов профессиональных и личностных качеств педагога с целью коррекции и оптимизации всего образовательного процесса.

         Для составления психолого-педагогического портрета современного педагога глазами студентов-медиков нами был использован метод анкетирования. Вопросы анкеты, содержащие перечень личностно-профессиональных и личностных качеств педагога, были взяты из перечня качеств педагога, наиболее часто цитируемых и употребляемых в научной, учебной и учебно-методической литературе педагогического и психологического профиля [5]. В анкетировании приняли участие 90 студентов 1-го курса Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького, из них – 21 юноша и 60 девушек возрастом 17 – 18 лет, остальные студенты были несколько старше.

         Какими же хотят видеть нас юные современные студенты – первокурсники? Итак, 90% юношей и 83% девушек считают, что современный педагог, работающий в системе высшего профессионального образования, должен быть широко эрудированным, свободно излагать материал и при этом иметь чувство юмора. Именно эти личностно-профессиональное и личностные качества занимает первое место в рейтинге наиболее значимых для студентов качеств современного педагога (табл.)